Сериалы давно перестали считаться досугом или «убивалкой» времени. Для сценаристов — это отличный инструмент передачи смыслов, а для зрителей — возможность проживать жизненные ситуации с героями или рефлексировать. Кроме того, запрос на сериальный контент активно возрастает. Так, на телеканале ТНТ состоялись премьеры новых сериалов “Пока не родила” и музыкальной комедии “Третье сентября”, где снялась талантливая актриса Татьяна Мухина. Она рассказала редакции о новых проектах, режиссерском опыте и дала советы тем, кто только планирует строить актерскую карьеру.
Татьяна, на ТНТ зрители успели посмотреть новый сериал «Пока не родила», где вы приняли участие. Расскажите, как готовились к работе над проектом, какие эмоции и впечатления получили во время съемок?
Уже на пробах было понятно, какой образ, куда идти, так как режиссёр и сценарист чётко формулировали персонаж, зерно роли и направление. Оставалось только вытащить из себя, воплотить это всё на площадке.
Что касается впечатлений — самые положительные. Команда, сценарист, режиссёр, актёры, атмосфера — всё сложилось. Мы не торопились, работали спокойно. Было время на реализацию задуманного.
Кстати, зрителей ждет еще одна премьера с вами! Уже 2 сентября выходит музыкальная комедия “Третье сентября”. По сюжету вы играете маму Вити — главного героя истории. Расскажите о вашей героине? В чем её особенность? Какой у нее характер?
Сентиментальная, трепетная, любит сына. Родителям удалось создать полноценную, хорошую семью. И вот, пришло время женить и отпускать сына. Мама всё время плачет — в этом и комический эффект и трогательный. Мне было интересно сыграть этот образ, показать этот важный этап, который знаком многим семьям.
На ваш взгляд, произошла ли сепарация между Витей и его родителями? Какое будущее их ожидает?
Они воспитали хорошего сына, который вырос в благополучной и дружной семье. Я думаю, что Витя будет крепко стоять на ногах. Кроме того, мне понравилось, что в одежде героев преобладали светлые тона — хороший штрих к образу позитивной, крепкой семьи.
Как обычно происходит ваш процесс подготовки к новой роли? Добавляете ли вы черты своего характера вашим героиням?
На этапе читки сценария уже видишь линию героя и намечаешь, как его показать цельно, присваиваешь персонажа. Понимаешь до конца, или наоборот, не можешь определить. Но это лишь намётки. Дальше происходит соотнесение с мыслями режиссёра, сценариста, с партнёрами, с пространством — это главный этап работы.
Однажды, в основу одной роли я положила впечатление, мысли автора из одной книги. Конечно, и личный опыт часто подключаешь при работе над ролью: ощущения от сценария, от описываемых ситуаций могут срезонировать с твоей личной историей, с семейной, с историями друзей и наблюдениями за жизнью. Бывает так (особенно в комедийных ролях), что некоторые мои внутренние качества в утрированном виде удачно подходят. То есть я становлюсь инструментом для своего героя, но это не значит, что мы — одно и то же.
Иногда такие замечательные партнёры бывают, что именно на площадке рождается образ — от взаимодействия именно с этим человеком, в результате которого рождаются нужные оценки. Такая правильная синергия получается. Партнёр — это очень важно для формирования образа героя.
В одном из интервью вы отметили, что время диктует, какие востребованы герои и какие лица. На ваш взгляд, кто сегодня герой нашего времени?
Мы находимся в переломном моменте. Сейчас идёт формирование нового героя, он должен вот-вот появиться. У людей есть такой запрос — на глубину, порядочность, настоящность. Происходит некое осознание, при котором люди пытаются разобраться в себе и хотят видеть это на экране, чтобы опереться и утвердиться в своих поисках.
Можете ли вы вспомнить, какие трудности вы преодолевали на пути к своей первой значимой роли?
Если мы говорим про кино, то я еще не сыграла главной роли (смеётся).
На данный момент я больше реализована в театре. На сцене одна из значимых ролей — это Елизавета. Спектакль по пьесе Роберта Болта «Виват, королева, виват» в театре под руководством А. Джигарханяна. Это был ввод. Спектакль шел 4 часа. Елизавета — одна из главных ролей. Нужно было ввестись за несколько дней. Сложность была в том, чтобы не только быстро выучить текст, но и раскрыть глубокий образ королевы.
Кроме того, нужно было сыграть её старение, так как линия героини была растянута во времени. Мне помогло то, что еще учась в институте, я знала — это моя роль (и фактурно, и внутренне). После этой роли я ощутила, что перешла на другой профессиональный уровень. И это отразилось внешне — данная работа дала мне признание коллег.
Какие главные достижения в карьере и в жизни произошли с вами за последние годы?
У меня появился независимый проект «Брак по-русски» — спектакль-комедия, который мы сделали с коллегами-актёрами. После присоединения театра под руководством А. Джигарханяна (в котором я работала много лет), к театру Сатиры я стала артисткой этого театра. На смену прежним ролям пришли другие.
Также стала активно преподавать в Школе радио и телевидения на Шаболовке. При школе открылась актёрская студия, в которой я поставила с ребятами спектакль — это мой первый режиссёрско-педагогический опыт.
Татьяна, как часто вы бываете в Санкт-Петербурге? Влияет ли как-то дух города на вашу творческую жизнь?
Первое знакомство с городом у меня было по картинкам. Как-то, когда я была маленькой, мы с мамой ехали в поезде. И одна женщина подарила маме целую папку открыток, брошюр о Санкт-Петербурге. Я была очень впечатлена этими картинками и с тех пор мечтала там побывать. Позже, когда я уже работала в Ярославском ТЮЗе после института, появилась возможность поехать на фестивали либо в Германию, либо в Петербург. Я выбрала Петербург, основываясь на тех, детских впечатлениях. Помню, тогда проходил фестиваль «Радуга», где я получила приз от московских критиков за роль Хвеськи («Панночка», Нина Садур). Позже была там и на гастролях — с театром А. Джигарханяна и со своим проектом «Брак по-русски».
Назовите мне человека, который не восхищается этим городом? Я восхищаюсь и городом и людьми, которых я там встречала. Рада, что у меня есть друзья-петербуржцы. Одним словом — Санкт-Петербург очень люблю, стараюсь хотя бы раз в год съездить, но хотелось бы бывать чаще.
Есть ли какие-то особенности работы актером именно в Петербурге, отличающиеся от других городов России?
Пока у меня не было опыта на киноплощадке или в театральном проекте Санкт-Петербурга, поэтому мне сложно говорить про отличия. Но, будем надеяться, что когда-то у меня появится такой опыт, тогда с удовольствием отвечу на этот вопрос.
Как вы находите баланс между личной жизнью и карьерой?
Важно соблюдать баланс между творчеством и личной жизнью. Если профессия начинает преобладать, то происходит выгорание, и теряется радость творчества.
Я достаточно активный человек, у меня много сфер деятельности и переключая их, я заряжаюсь в каждой. А еще очень важна для меня поддержка мужа. В моём понимании актёру нужно развиваться и реализовываться как личности, выходить за рамки профессии, чтобы в неё же и привносить в конечном итоге знания жизни, опыт, наблюдения.
Какие проекты или роли вы бы хотели сыграть в будущем?
Хочется добрых, человечных сценариев, настоящих историй, которые оставляют в людях доброе послевкусие, заставляют задуматься. Для меня важно, чтобы моя работа пробуждала в людях светлые мысли и возвышенные чувства.
Был период, когда я хотела играть комедию, разные острые характеры. Сейчас мне интересны реалистичные роли и если комедия, то добрая. На сцене хотелось бы сыграть что-то из хорошей драматургии, из классики — Чехов, Шекспир.
Как вы относитесь к критике и отзывам зрителей о ваших работах?
Армен Борисович Джигарханян говорил: «Искусство — очень субъективная вещь». Также и критика редко бывает объективной. Поэтому нужна внутренняя сила, чтобы отфильтровывать. Эта сила, специфический иммунитет, если хотите, формируется со временем и его нужно в себе поддерживать. Тогда получается понимать, что из критики конструктивно, а что — нет. Из конструктивной критики делать выводы и искать возможности для дальнейшего творческого роста. Так или иначе, творчество живёт не только ради творчества, но и ради зрительской любви. Этот обмен энергией нужен, он даёт заряд двигаться дальше и актёру и зрителю.
Мне очень приятно и ценно, когда на улице люди подходят и благодарят за роль, за ту или иную работу.
Но всё же самый главный критик для себя — это я (смеётся).
Многие актеры активно ведут социальные сети. На ваш взгляд, обязательно ли артистам сегодня становиться блогерами, чтобы поддерживать свою популярность?
Для меня это спорная история. Кому-то надо, кому-то нет. Я отношусь к тем, кому не надо, потому как хочу покорять творчеством, работой — это мой идеальный мир (смеётся).
Я рассматриваю соц.сети как портфолио. Не веду их ежедневно, только по делу. Возможно потому, что я пока не нашла для себя ответ на вопрос — зачем мне это надо. К тому же, я достаточно закрытый человек. И у меня нет мотивации к тому, чтобы быть постоянно видимой в соц.сетях.
Исключать влияние социальных сетей на популярность я не буду, конечно. Это рабочий инструмент для поддержания интереса к персоне, привлечения внимания. И кому-то удаётся эффективно его использовать.
Как вы относитесь к тому, что в кадре все чаще появляются блогеры, тиктокеры, а не профессиональные актеры?
Плохо (смеётся). Представьте, что мы наснимаем, если будут только они в кадре? Мы потеряем профессию. К тому же это путает людей, возникает иллюзия, что вот он может, значит, и я могу, ничего трудного. Мало кто представляет, какой труд стоит за профессией актёра.
У блогеров и тиктокеров есть замечательные качества — смелость, уверенность в себе, но это далеко не все, что нужно актёру. К примеру, вы не идёте лечиться к доктору без образования.
Актёрская школа, законы и инструменты профессии — это имеет значение. Можно в качестве контраргумента вспомнить великих актеров, которые не получили образование, но их единицы и это исключения, подтверждающие правило.
Какие советы вы могли бы дать молодым актерам, только начинающим свой путь в профессии?
Студенту, который только поступил я бы дала совет — всё делать по максимуму, не жалея себя. Впитывать как губка всё, что дают педагоги. Институтские годы закладывают основу, на которую актер потом будет опираться, пока не наработает свою базу.
Артисту, который только выпустился — я бы посоветовала обязательно идти в театр, чтобы не терять форму и наработать опыт. Актёру нужно играть. Без практики он теряет форму, потом сложнее войти в профессию.
Я желаю всем молодым актёрам удачи и интересной, яркой творческой жизни!