‘ИИ’ – модное словечко в области новых технологий, которое есть во всем Интернете. Искусство, созданное искусственным интеллектом, и чат-боты становятся намного более доступными для всех, кто заинтересован в использовании этой новой технологии.
Это новый способ художественного самовыражения, но многие люди обеспокоены тем, как использование этой технологии может повлияеть на художников, писателей и других креативщиков, и сможет в конечном итоге заменить их.
Так что же насчет ИИ в K-pop? Заменят ли “традиционных” айдолов в конечном итоге виртуальные певцы?
Разные определения
Айдол-группы с цифровыми концепциями часто объединяют в одну категорию под названием ‘искусственный интеллект’, но есть много нюансов в том, как они используют технологии. Как жанр, K-pop любит видеть что-то новое и часто экспериментирует с внедрением свежих идей и концепций. Это означает, что у разных групп виртуальных айдолов есть индивидуальные интерпретации того, что такое цифровые айдолы.
На самом деле искусственный интеллект в виртуальных айдол-группах используется очень редко. Итак, если мы хотим посмотреть, какими могут быть цифровые айдолы в будущем, нам нужно взглянуть на нескольких виртуальных айдолов, которые уже существуют в K-pop.
aespa
Когда aespa дебютировала в 2020 году, SM Entertainment представили уникальную цифровую концепцию группы. Карина, Жизель, Винтер и Нингнинг являются участницами aespa, но есть также участницы, которые формируют образ aespa. Каждая из них – это цифровой аватар участников aespa.
Студия GIANTSTEP работала над их появлениями в музыкальных видеоклипах aespa. Согласно их веб-сайту, они “разработали, создали и сфальсифицировали по 4 альтер-эго для каждого участника aespa “с использованием performance motion capture”. На самом деле айдолов создают аниматоры, которые основывают свою работу на выступлениях участников aespa, и их творения часто размещаются под эгидой искусственного интеллекта. Но aespa появляются не только в музыкальных клипах, их демонстрировали и на сцене во время выступлений.
Эти выступления, похоже, работали иначе, чем музыкальные клипы, поскольку они воплощены в реальность и должны хорошо сочетаться с танцами aespa.
SM Entertainment еще не взяли на себя смелость анимировать целое выступление aespa. Айдолы с искусственным интеллектом редко появляются на живых выступлениях aespa, и, как и exoplanet superpowers мужской группы EXO, цифровые версии используются для внесения красок в музыкальных видео и дают фанатам концепцию повествования, которую они могут теоретизировать.
Участники aespa поддерживают цифровую концепцию таким образом, что она больше похожа на вишенку сверху на торте, чем на фундаментальную часть идентичности их группы. ИИ не влияет на выступления участников-людей или взаимодействие с фанатами; его роль в первую очередь вспомогательная. Если бы SM Entertainment перестали использовать ИИ-aespa, то цифровая концепция aespa, вероятно, была бы другой. Однако отсутствие цифровых участников не повлияет на повседневные музыкальные релизы, выступления и динамику группы aespa.
MAVE:
В то время как в aespa есть как виртуальные, так и невиртуальные участники, MAVE: – это группа, состоящая исключительно из виртуальных айдолов. Созданная Metaverse Entertainment, дочерней компанией крупнейшей южнокорейской компании Netmarble по производству мобильных игр, MAVE: дебютировала в 2022 году.
Участники MAVE: Сиу, Зена, Тайра и Марти частично созданы искусственным интеллектом. В интервью El País технический директор Metaverse Entertainment Кан Сон Ку объяснил, как MAVE: создается с помощью широкого спектра технологических приемов, которые включают “машинное обучение, 3D-моделирование, различные методы симуляции для управления движениями лица и тела, дополненную реальность и виртуальную реальность”.
Кан сказал, что голоса участников частично созданы искусственным интеллектом, поскольку компания использует смесь голосов настоящих актеров и голосов, сгенерированных искусственным интеллектом, которые обучены говорить так, как это делают актеры.
В отличие от aespa, цифровые идолы MAVE: основаны не на реальных людях, а являются уникальными творениями Metaverse Entertainment.
В интервью South China Morning Post Ли Гютаг, профессор культурологии Университета Джорджа Мейсона в Корее, сказал, что виртуальные айдолы, такие как MAVE: “станут чем-то ближе к видеотехнологиям, а не к K-pop”. Тот факт, что участники MAVE: полностью изготовлены и написаны по сценарию их компанией, и не обладают непредсказуемостью, означает, что они не могут общаться со своими фанатами на том же уровне, что и невиртуальные группы.
PLAVE
Хотя изначально может показаться, что участники PLAVE частично созданы с помощью искусственного интеллекта, как MAVE:, это виртуальные аватары, которые полностью созданы с использованием технологии захвата движения. За каждым участником стоит один человек, который поет и исполняет хореографию. Участники являются виртуальными аватарами, поэтому они могут выступать в качестве своих альтер-эго на живых сценах, а также онлайн в прямых трансляциях.
Благодаря онлайн-трансляциям PLAVE с ограниченным тиражом, они могут общаться с фанатами в режиме реального времени, очень похоже на V-tubers. Черри Чу поговорила с администраторами фан-базы PLAVE INTL, которые объяснили: “PLAVE выделяется стилем ‘манхва” и технологией “магии кино”, в которой реальный человек управляет виртуальными ”я”. Фанатов привлекает группа не только из-за их цифровой концепции, но и из-за личностей айдолов, показанных в их стримах.
Из-за их цифровой концепции и технологии mo-cap они не могут появляться в шоу, как традиционные айдолы, но в своих прямых трансляциях они участвуют в одном из самых важных аспектов того, чтобы быть айдолом: взаимодействии с фанатами. Они часто загружают на свой канал YouTube видео с английскими субтитрами, где они могут продемонстрировать индивидуальность участников с помощью неформального контента, такого как игры в жанре хоррор.
PLAVE INTL также сказал, что “подход PLAVE открывает новые возможности для вовлечения фанатов и бросает вызов общепринятым представлениям о том, что определяет K-pop группу”. Поскольку участники выступают с помощью motion capture, их настоящие личности и внешность неизвестны.
То, что фанаты нарушают конфиденциальность айдолов – реальная проблема в индустрии K-pop, и можно утверждать, что отделение личностей от своих кумиров, как у PLAVE, является для них преимуществом. Это означает, что фанаты могут эмоционально общаться с личностями айдолов через их цифровые аватары, а сами айдолы могут обеспечить свою конфиденциальность и сохранить анонимность.
СУПЕРКИНД
В отличие от других групп, описанных в этой статье, SUPERKIND дебютировала в 2022 году и в ней представлены два цифровых айдола, которые выступают вместе с другими участниками группы.
Они не уклоняются от ярлыка искусственного интеллекта для виртуальных участников, но неясно, в какой степени участники Seung и SAEJiN используют искусственный интеллект, захват движения, 3D-анимацию или другие технологии.
Нецифровые участники SUPERKIND оставляют место для выступления виртуальным участникам и могут танцевать вместе с ними. С точки зрения эффективности интеграция цифровых и реальных айдолов гораздо сложнее по сравнению с другими группами, упомянутыми в этой статье.
SUPERKIND не всегда могли выступать таким интегрированным, инновационным способом. Фактически, в большинстве их выступлений до сих пор участвовали только реальные участники. Некоторым фанатам K-pop даже кажется, что концепция присутствия в одной айдол-группе как цифровых, так и человеческих участников оставила бы невиртуальных айдолов в тени.
В интервью Korea Times участники SUPERKIND признали и объяснили разницу между ними и цифровыми идолами. СиО сказал: “Мы, реальные участники, склонны больше заниматься офлайн-активностью и поддерживать прямое взаимодействие с нашими фанатами, в то время как Сэджин и Сын склоняются к тому, чтобы уделять больше внимания взаимодействию с нашими фанатами через онлайн-платформы. Это способ провести четкую грань между нами и виртуальными участниками, подчеркнуть разницу ”.
Нам нужно посмотреть, будет ли сочетание цифровых и нецифровых выступлений SUPERKIND и разделение участников онлайн и офлайн успешным для группы в долгосрочной перспективе.
Мир цифровых айдолов?
В конечном счете, спектр вариаций K-pop, вероятно, продолжит расширяться, включая цифровых айдолов, хотя они, возможно, и не станут нормой. K-pop всегда был жанром, который пытается раздвинуть технологические и художественные границы, и цифровые идолы – новый способ сделать это. Но от фанатов зависит, поддержат ли они группу и увидят ли успех в новой концепции.
Всегда будет больше ‘традиционных’ айдол-групп, и новые технологии этого не изменят. Возможно, цифровые айдол-группы будут существовать наряду с традиционными K-pop группами так же, как сейчас существуют V-tubers и прямые трансляции.